Результат воркшопа – тактильные рукодельные книги.

Результат воркшопа – тактильные рукодельные книги В Башкирской республиканской специальной библиотеке для слепых имени Макарима Хусаиновича Тухватшина, заведующей отделом каталогизации и развития фондов Назилей Давлетхановой продолжается реализация проекта: ВОРКШОП «ДЛЯ ТАКТИЛЬНЫХ» по изготовлению тактильной книги для незрячих и слабовидящих детей в рамках грантов в форме субсидий физическим лицам в возрасте от 18 до 35 лет на реализацию общественно значимых проектов молодых граждан, проживающих на территории Республики Башкортостан, выданным Государственным комитетом Республики Башкортостан по молодежной политике. Реализация проекта началась в сентябре 2022 года. Вместе с куратором занятий, ведущим библиотекарем Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых им. М. Х. Тухватшина Татьяной Резяпкиной был разработан план проведения занятий в воркшоп студии, определены главные аспекты работы по изготовлению тактильной рукодельной книги. Татьяна Святославовна привлечена в команду реализации проекта, поскольку она имеет опыт работы с незрячими детьми более 10 лет. В фонде специальной библиотеки 7 тактильных рукодельных книг собственного изготовления, с соблюдением всех требований безопасности и оформления. В ходе реализации проекта за три месяца 2022 года было проведено 12 занятий, в которых участвовали 10 студентов 3-го курса института педагогики Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, обучающиеся по специальности — специальное образование дошкольная дефектология. Студенты во время участия в проекте смогли развить навыки сотрудничества с коррекционными образовательными организациями для детей с нарушениями зрения, узнали о работе Уфимской коррекционной школы-интернат № 28, где обучаются незрячие и слабовидящие дети. Ключевая особенность воркшопа – интенсивная вовлеченная деятельность всех участников. В данном проекте это создание тактильной рукодельной книги. В ходе занятий был разработан макет будущей тактильной книги с аудиостикерами и выбрана тема «Орнаменты Башкортостана». Тактильная книга позволяет развивать у детей сенсорные способности, являющиеся основой успешного овладения любой деятельностью, а тактильные рукодельные книги, дополненные аудиотекстом, впервые создаются в нашей республике. Участники проекта смогли оценить свои дикторские способности, озвучивая информационный материал к тактильной книге в специально оборудованной студии звукозаписи библиотеки для слепых. Тактильные рукодельные книги, которые можно «рассматривать» руками, очень важны для незрячих детей, помогают почувствовать смысл произведений, проникнуть в глубину написанного. Важный момент в воркшопе это — самостоятельная работа. Задача куратора занятий Татьяны Резяпкиной состояла в том, чтобы ненавязчиво вести участников, позволяя им экспериментировать, показывая свой опыт и выступая примером, но, не контролируя учеников и не поправляя их, если они что-то делают по-своему. Поэтому готовые тактильные рукодельные книги не точь-в-точь похожи, чисто в техническом плане, где-то неровный шов, где-то вместо ленты использована вышивка, где-то какой-то элемент стал меньше, так как при крое использовали больший отступ. Такие неточности есть, но они и должны были быть, так как это первый опыт у студентов по изготовлению рукодельных книг и по завершению занятий, они получили колоссальный опыт по шитью, вышиванию, крою и тд. В завершении реализации проекта, студенты 3-го курса, получили сертификаты участника воркшоп-студии «ДЛЯ ТАКТИЛЬНЫХ»: по изготовлению тактильной книги для незрячих и слабовидящих детей за подписью наставника проекта, кандидата педагогических наук, директора ГБУК РБ Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых имени Макарима Хусаиновича Тухватшина Аминевой Айгуль Рафаиловны. Экспозиция «Эти книги читают руками» с готовыми тактильными рукодельными книгами поедут в Уфимскую общеобразовательную коррекционную школу-интернат № 28, затем свое путешествие продолжат по филиалам библиотеки в городах Белорецк, Белебей, Стерлитамак. В ходе реализации проекта для студентов открылись возможности декоративно-прикладного творчества (шитье, вышивание), ознакомление с техникой письма и чтения рельефно-точечного шрифта, прибором для письма по Брайлю и грифелем, раскрытия дикторских способностей, поближе проникнуть в глубину работы с особыми незрячими детьми, общения с профессионалами имеющие огромный багаж практических знаний в специальной педагогике.