С целью презентации тактильных рукодельных книг «Башкирский орнамент», изготовленных в рамках гранта специалисты Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых им. М. Х. Тухватшина, Назиля Давлетханова и Татьяна Резяпкина посетили учащихся Уфимской коррекционной школы-интерната № 28.
Тактильные рукодельные книги «Башкирский орнамент» произвели особое впечатление на учащихся школы-интерната. Некоторые элементы на страницах рукодельных книг спрятаны в карманчики, есть элементы на липучке, на кнопке. Находя их, передвигая с места на место, дети испытывали радость. На странице с карманом, где находились элементы орнамента, они с удовольствием создали свою авторскую композицию орнамента. Тактильные рукодельные книги являются одним из средств психического развития детей. Вследствие использования тактильных книг происходит поступательное развитие основных психических процессов ребенка: ощущения, восприятия и воображения, в том числе, тактильного и сенсорного; мышления, речи, внимания и памяти. Роль тактильной книги в жизни ребенка с нарушениями зрения неоценима и важна, но необходимо помнить, что процессом восприятия тактильных изображений незрячими и слабовидящими детьми следует управлять, «руководить». Рассматривая руками тактильную книгу «Башкирский орнамент» незрячие дети узнавали об основных элементах орнамента, читали текст, напечатанный шрифтом Брайля, изучали объемные фигуры, прослушали аудиостикеры.
Башкирский орнамент – это та часть народной культуры башкир, которая неизменно будет привлекать к себе внимание. В нем наиболее ярко проявились художественный колорит башкир, отождествленный с этническими мотивами башкирского эпоса, его традициями, уходящими глубоко в прошлое. Но при всей видимой простоте и доступности самого объекта исследовать орнамент очень сложно. В тактильных рукодельных книгах представлены 4 основных элемента башкирского орнамента: кускар, солярный образ солнца, ромб, сердце. Дети узнали из книги, что символизирует каждый элемент орнамента. Среди обучающихся были заинтересованные ученики, которые хотели узнать методику изготовления самой книги, какие материалы использовались. Например, ученик 4-го курса Фархад в будущем решил создать тактильную книгу для своих сверстников с помощью тифлопедагога.
Тактильные рукодельные книги, которые можно «рассматривать» руками, очень важны для незрячих детей, помогают почувствовать смысл произведений, проникнуть в глубину написанного. Башкирская республиканская специальная библиотека для слепых им. М. Х. Тухватшина имеет фонд более 270 тыс. экз. книг адаптированного формата. Фонд тактильных рукодельных книг библиотеки составляет чуть менее 200 наименований, однако это не такая большая цифра как хотелось бы, так как количество детей пользователей до 14 лет более 310 человек, из общего числа незрячих по республике.
Уникальность тактильных книг – в их эксклюзивности, не похожести одной на другую, каждая создаётся в единственном экземпляре. А по результатам деятельности воркшопа «Для тактильных» рукодельная книга «Башкирский орнамент» была создана в 10 экземплярах.
Инновационным шагом в создании тактильных рукодельных книг было оснащение их воспроизводимым аудиотекстом, содержащим звуковое описание того или иного элемента.
Книги открывают человеку с проблемами зрения область чувств и явлений, связанных со зрительным восприятием мира, чтение служит источником эстетического наслаждения и проявлением познавательной активности, что способствует расширению мировоззрения личности. В результате повышается роль книги как средства познания и инструмента общения между людьми.