В тифлоиздательском отделе специальной библиотеки вышла в свет повесть Баязита Бикбая «Аксэскэ». Книга издана рельефно-точечным шрифтом Брайля на башкирском языке. В повести «Аксэскэ» Баязит Бикбай обращается не только к собственному творчеству, но и к теме, которая практически не освещена в башкирской литературе. Описывая культ личности и его последствия, писатель раскрывает судьбу одной семьи. Главные герои повести Нагима и Ахмуш Ямаев, их дочь Аксэскэ. Описывая несчастье, случившееся в семье Нагимы, писатель пишет, что жертвой культа личности стала не только Нагима, Аксэскэ, но и Ахмуш Ямаев. Писатель, рассказывает трагедию этой семьи, одновременно доказывает связь судьбы личности с устройством общества, и то, что стать счастливым можно только при гармоничном взаимодействии между личностью и обществом. Если в жизни, где царит беззаконие, Нагиме и Аксэску пришлось столкнуться с тяжелыми испытаниями, то такие трусливые люди, как Ахмуш Ямаев, имеют мягкий характер, встают на путь предательства.
Повесть «Аксэскэ» разоблачает трагедии тридцатых годов с культом личности, призывает людей извлекать уроки из истории, призывает к борьбе с беззаконием, активности. Баязит Бикбай, поэт и прозаик Башкортостана. Еже его деятельность была связана с драматургией, созданием текстов к музыкально-сценических произведениям, переводам. Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР
Баязит появился на свет в деревне под названием Калта, которая была расположена в Оренбургском уезде, являющего частью Оренбургской губернии (сегодня это деревня Новокалтаево, Республика Башкортостан). Папа мальчика трудился учителем русского языка, осуществлял трудовую деятельность в одной из башкирских школ. Баязит обучался в Ташлинской профессионально-технической школе, по окончании которой стал студентом Оренбургского педагогического техникума.
Получив диплом, Бикбай трудился в районных и республиканских печатных изданиях, также в его биографии имела место быть трудовая деятельность в книжном издательстве. Будущий писатель занимал посты ответственного секретаря журнала под названием «Октябрь», заведующего литературной сферой театра драмы, осуществляющего свою деятельность в Башкирии и председателем правления Союза писателей Республики.
Приход Бикбая в мир литературы состоялся в 30-х годах XX века. В большинстве стихотворений поэт воспевал развития классовых интересов трудящейся части населения, а также их активная деятельность в процессе строительства новой жизни, в соответствии с современными требованиями и принципами. Совершенствование творчества Бикбая произошло в процессе выпуска в мир поэмы, носящей название «Текущие дни». В этом художественном произведении автор показывает социальные перемены, произошедшие в государстве.
Самый крупный литературный успех Баязита Бикбая и триумф всей литературы Башкортостана в 30-х годах поэма под названием «Земля». В произведении автор ярко отобразил панораму народной жизни, а также уклад башкирской жизни, оставшийся в прошлом и его изменения с приходом новой власти. Этот литературный шедевр, если взглянуть на него, исходя из жанровой природы, являет собой современный героический эпос исторического и фольклорного типа.
Большинство стихотворений поэта, которые легли в основу сборников «Наш город», «Огненные дороги» и «Платочек» были созданы в годы Великой Отечественной войны. В них Бикбай воспевал мужество и героизм Красной Армии, а также прославлял душевные качества советских людей, отдавших предпочтение построению личной жизни борьбе за мирное сосуществование в государстве. Баязит опирался в своем творчестве на поэтический фольклор, параллельно с этой деятельностью, он успешно осваивал опыт поэзии, созданной русскими и мировыми авторами.
В конце 30-х годов башкирский поэт получил драматургический опыт работы, успешно создав тексты популярных в то время пьес. Перу Баязита Бикбая также принадлежат тексты музыкально-сценических произведений, которые легли в основу опер и музыкальной комедии.
В качестве примера новаторских произведений можно привести роман, принадлежащий его авторству, который имеет название «Когда разливается Акселян», а также его повести «Живые родники» и «Аксэскэ». Также в творческой биографии поэта было занятие переводами.
В 1941-1945 годы Баязит Бикбай по состоянию здоровья не мог принимать участие в боях и быть на фронте. Однако поддержать своих соотечественников, сражающихся за мир поэт смог произведениями на военную тематику, которые стали основой сборников стихотворений «Огненные строки» и «Я славлю землю».
Перу поэта принадлежит около сорока поэтических сборников и поэм, а также в его творчестве есть очерки, либретто, рассказы, повести, пьесы и роман. Им переведены на башкирский язык произведения классиков русской литературы: Максима Горького, Ивана Тургенева, Льва Толстого.
Тяжелый 1937 год стал ключевым в его творчестве, он трудится в драматургии. Эта деятельность оказывается успешной он создает первую музыкальную драму, которую назвал «Карлугас».
В последующие два года поэт работает над созданием драмы «Салават». Спустя время композитор Загир Исмагилов напишет оперу «Салават Юлаев», основой которой станет либретто Баязита. Поэт активно творит и создает пьесы «Дети одной семьи», «Родина зовёт», которые помогают воспитать в читателе чувство любви к Родине. Также его перу принадлежат много одноактных пьес. На передовых ролях его творчества располагаются либретто, написанные им для музыкального театра.
Баязит Бикбай покинул наш мир в первых числах сентября 1968 года.
Могила поэта, драматурга и переводчика расположена на территории мусульманского кладбища в городе Уфа.
За свою литературную деятельность и способствование развитию башкирской литературы и искусства поэту были вручены «Знак Почета» и ордены Трудового Красного Знамени. В 1970 годы поэту и драматургу присвоена премия им. Салавата Юлаева.
В настоящее время книги проходят процесс технической обработки и в ближайшее время поступят в фонд специальной библиотеки и ее филиалов в городах республики.