Что еще нового можно узнать о детях и чтении? Такой вопрос задаешь себе каждый раз, отправляясь на конференцию, семинар или вебинар, посвященный чтению современных детей и подростков, и тем более таким вопросом задаешься, открывая новую книгу на заявленную тему.
Кажется, все уже сказано. Есть разнообразные программы, методики, руководства… И тем не менее снова и снова удается выцепить новую мысль, оригинальный авторский подход, детали, которые раньше не были заметны, ссылку на любопытное исследование. И если такое можно найти в каждой прочитанной главе, то определенно о такой книге стоит поговорить: Марина Аромштам «Читающий ребенок. О детях и чтении» (книга для родителей). Выпущена в 2023 году издательством «Росмэн».
Об авторе
Марина Семеновна Аромштам – педагог, кандидат педагогических наук, писатель, а также создатель и главный редактор интернет-портала «Папмамбук», который помогает растить ребенка-читателя и находить хорошие детские книги https://www.papmambook.ru/ . Более 20 лет она посвятила преподавательской деятельности: педагог детского сада, начальной и средней школы. Стажировки и исследования новаторского педагогического опыта, как отечественного, так и зарубежного, участие в образовательных экспериментах.
С середины 90-х годов ее деятельность стала тесно связана с писательством и литературой. Сначала появились статьи о воспитании детей, потом книги по детско-родительским отношениям и пособия по обучению детей грамоте, в 2007 году – первые художественные рассказы в детских журналах. Год спустя вышла первая повесть «Мохнатый ребенок». Вторая повесть «Когда отдыхают ангелы» была включена в список выдающихся детских книг «Белые вороны», который ежегодно составляется Международной мюнхенской юношеской библиотекой. Это школьная повесть, во многом автобиографичная, где прототипы многих персонажей – реальные ученики писательницы. С тех пор Марина Семеновна написала много книг, список которых можно найти на сайте «ПроДетЛит»: https://prodetlit.ru/index.php/%D0%90%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%BC_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0 (Всероссийская энциклопедия детской литературы, проект Российской государственной детской библиотеки и Ассоциации деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя»), а с 2012 года она стала работать в качестве переводчика с английского языка. Самыми первыми переводами стали широко известные книжки-картинки Джудит Керр о «Тигре, который пришел выпить чаю» и серия историй о кошке Мяули.
Марина Аромштам – это педагог, который сам постоянно обучается чему-то новому, творчески относится к своей работе, охотно делится своим опытом и наблюдениями и активно участвует в литературных конкурсах и фестивалях. Давайте повнимательнее изучим книгу такого специалиста.
Цели и задачи
Свои цели и задачи пособия определяет во введении, задавая общий тон своей работе:
«Детское чтение для культуры – явление относительно новое. Но смысл его состоит, как мне кажется, ровно в том же, что и во времена эпохи Возрождения, – создавать и структурировать внутренний мир ребенка, способствовать развитию его индивидуальной и человеческой сложности. И при этом чтения нельзя понимать иначе, чем личное дело ребенка. А значит, оно не поддается прямому и грубому манипулированию. Такой взгляд на детское чтение, как мне кажется, и должен служить исходной точкой педагогической стратегии».
Вокруг этого утверждения и строится вся книга Марины Семеновны, мотивируя нас читать вместе с ребенком, читать ребенку, читать самому себе, и делать все это с удовольствием.
Книга состоит из пяти глав: «Книжный старт», «Как обучает книга?», «Ребенок учится читать», «Книги, которых боятся взрослые» и «Сложности понимания». Несмотря на небольшой объем, каждая из этих частей могла бы стать отдельной самостоятельной книгой, в которой можно найти и конкретные рекомендации, и материал для дальнейших размышлений, и различные творческие идеи. Скажем несколько слов о каждом из разделов.
Книжный старт
В этой главе Марина Аромштам пишет о том, когда начинать читать ребенку и как именно ему читать, опираясь на психологические и физиологические особенности.
Очень многие родители непременно хотят вырастить из малыша продвинутого читателя, начиная с самого раннего возраста. Это, безусловно, хорошее желание, но зачастую взрослые относятся к развитию и детскому чтению как к необходимой и сложной работе (отчасти, это правда), а об удовольствии взять в руки яркую детскую книжку и читать ее вслух вместе с ребенком, просто забывают. А между тем чтение вслух не только радость, но и процесс, который может существенно облегчить жизнь родителя. Удивительно утверждение, не правда ли?
«Рассказывая о чтении вслух, я обычно пытаюсь убедить взрослых, что оно облегчит их существование. Ну и действительно: открывая книгу, вы примерно знаете, сколько времени будете читать – одну сказку, одну главу, две страницы и т. п. (это важно, чтобы планировать жизнь и вписываться в режим дня). Вам гарантировано качественное содержание общения. В момент чтения вы с ребенком оказываетесь в поле общих переживаний. Книга даже подсказывает, с какой стороны от себя посадить ребенка. Лучше – справа, чтобы малышу было удобнее следить за переворачивающимися страницами. А если вы читаете не одному, а нескольким детям, то справа посадите того, кто нуждается в наиболее комфортных условиях и телесном контакте с вами – скорее всего, младшего».
Как обучает книга?
Здесь Марина Семеновна сравнивает любимые родителями «развивалки» с художественными книгами. Отдавая дань первым, она отмечает, что «развивалки», при всем их обилии и полезности не могут заменить ребенку «другие» книги.
«Просто читать ребенку – не менее развивающее занятие, чем что-то вместе с ним пересчитывать или делать пальчиковую гимнастику. Более того: хорошая художественная книга, адресованная малышам, не может не обучать – только делает она это исподволь, как бы между прочим».
И действительно, увлекательная история незаметно вовлекает ребенка в процесс чтения, где любопытный маленький читатель походя решает развивающие задачки, не теряя интереса и сохраняя радостное настроение.
Где же взять эти самые хорошие художественные и познавательные книжки для ребенка? Здесь же! Марина Семеновна рассказывает о них. Часть книг, в виде картинок-обложек, представлена на форзаце и нахзаце. Полный же список всех упомянутых детских книг вы найдете в самом начале, на 4-й странице. В нем 40 книг, из которых 20 зарубежных и 20 отечественных. Есть художественные и познавательные книги, есть проза и поэзия, есть детская классика и книжки-картинки. Широкий спектр детской литературы, представленный профессионалом.
Ребенок учится читать
Глава «Ребенок учится читать» самая объемная. В ней автор представляет разные методики обучения чтению, обсуждает их достоинства и недостатки, поясняет, когда и какую выбрать. Несмотря на серьезность темы, весь материал изложен простым и понятных языком. Отдельное внимание уделено детской поэзии и ее сугубо утилитарной функции для развития фонематического слуха ребенка.
Невозможно обойти вниманием призыв Марины Семеновны «Не бросайте чтение вслух!» С такой ситуацией мы сталкиваемся очень часто. Ребенок наконец-то научился читать самостоятельно. Ура! Ну, и пусть себе читает. Сложный текст? Ничего страшного, пусть преодолевает трудности, надо развиваться! Так вот в том-то и дело, что, оставляя ребенка один на один с пока для него нерешаемой задачей, мы его обрекаем на неудачу и одновременно отвращаем его от книг. Сложные и одновременно самые интересные книги находятся пока в зоне ближайшего развития ребенка, где он еще не способен творить что-либо самостоятельно, но в которой задается перспектива на будущее, определяются его будущие достижения.
«Чтение вслух – это уникальная форма общения с ребенком, заведомо содержательная, позволяющая оказаться в общем поле переживаний. И тут должен сработать здоровый родительский прагматизм: зачем же себя обкрадывать? Книжка – не просто предмет для получения совместного удовольствия, но и незаменимый посредник в разговоре на сложные темы – о любви, о смерти, о ревности, о боли и разводе».
Книги, которых боятся взрослые
Таким сложным темам посвящена следующая часть –«Книги, которых боятся взрослые». Какие же это книги? Те, в которых рассказывается о физиологических проявлениях нашего организма (например, приучать ребенка к горшку необходимо, а вот книжка об этом… фу!), это страшилки с разнообразными монстрами, а также книги, затрагивающие вопросы рождения и смерти. Очень открыто, и вместе с тем очень деликатно Марина Семеновна разбирается с пугающими темами. Есть также и рекомендации, когда такие книги стоит читать, а когда – нет, а также в каких случаях стоит обратиться за профессиональной психологической консультацией.
Сложности понимания
Это самая философская и одновременно самая личная часть, в которой автор делится своим опытом чтения с маленьким внуком и возникшими в процессе этого опыта вопросами и трудностями.
«… Я не знаю, что именно выносят дети из книг. Каждый раз все случается “на новеньких” и часто – непредсказуемо. Но для меня теперь открылась еще одна важная функция чтения: оно способно давать разрешения “жить дальше”. Для детей это важно, мне кажется. Для детей это очень важно».
Книга «Читающий ребенок» есть в нашем фонде и в библиотеке «Литрес» (текст и аудио). Кроме нее в библиотеке РГБС вы найдете ее художественные книги: «Когда отдыхают ангелы», «Как дневник: рассказы учительницы», «Мохнатый ребенок». Первые две есть также библиотеке av3715, там же есть еще две художественные книги: «Земные приключения Марсоходика» и «Кот в мешке. Зрелое средневековье». Библиотека «Литрес» в дополнение ко всему вышеперечисленному предлагает познакомиться с детскими сказками писательницы «Другая дорога» и «Ворон Клара и яблочный год», а также с автобиографической книгой для взрослых «Белый верх – темный низ».
«© Российская государственная библиотека для слепых, ссылка на источник обязательна»