«Небо покоряется смелым»: вечер исторической славы

20 февраля 2024 года, в преддверии праздника Дня Защитника Отечества, в Мордовской республиканской специальной библиотеке для слепых состоялся вечер исторической славы «Небо покоряется смелым».
Сотрудники библиотеки рассказал пользователям об истории праздника, о победных сражениях и о силе духа славных сынов Отечества. В мероприятии приняли участие специалисты Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 г.г. Макевнина Ольга Анатольевна и Сеськина Елена Александровна. Сотрудники музея представили видеопрезентацию «Летчики Великой Отечественной войны, повторившие подвиг Н.Ф.Гастелло» и рассказали о наших героях-земляках. Вниманию пользователей были представлены головные уборы и другие военные атрибуты летчиков России. Участники мероприятия смогли прикоснуться к вещам из далекого военного времени, посмотреть тактильно каждый экспонат и примерить военные головные уборы. Выражаем огромную благодарность работникам Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 г.г. за интересную беседу и возможность прикоснуться к военным реликвиям.

Доступная библиотека: особый взгляд

16 февраля 2024 года сотрудники Адыгейской республиканской специальной библиотеки для слепых провели для студентов Майкопского государственного технологического университета по специальности «Пожарная безопасность» и учащихся кадетского класса пожарно-спасательного профиля МБОУ «ОЦ № 10 Майкопского района» мероприятие «Доступная библиотека: особый взгляд». В рамках встречи будущие специалисты в области пожарной безопасности познакомились с оснащением библиотеки техническими средствами реабилитации по программе «Доступная среда»; узнали об истории создания библиотеки для слепых, об организации культурно-досуговых мероприятий, направленных на социальную реабилитацию и адаптацию людей с ограниченными возможностями; детально изучили форматы, доступные для чтения инвалидам по зрению; поговорили о системе рельефно-точечного письма по Брайлю. Каждый желающий смог испытать себя в этом виде письма при помощи специального прибора.
Вниманию участников экскурсии – библионавигатора были представлены комплекты оборудования для тифлокомментирования мероприятий и воспроизведения изданий краеведческой тематики с плоскопечатного варианта в форматы, доступные для чтения слепыми и слабовидящими пользователями, а также собственные издания библиотеки для маленьких слепых детей – тактильные и рукодельные книги. Студенты на ощупь попытались определить объёмные книжные иллюстрации и поделились своим впечатлением и эмоциями о необычных тактильных ощущениях.
В отделе современных информационных технологий обучающиеся познакомились с широким спектром адаптивных технических устройств, которые помогают читателям с проблемами зрения вести активный образ жизни: читать и слушать электронные книги, работать за компьютером, создавать и обрабатывать тексты и получать необходимую информацию в сети Интернет.
В мероприятии приняло участие 35 человек.

о детях и чтении

Что еще нового можно узнать о детях и чтении? Такой вопрос задаешь себе каждый раз, отправляясь на конференцию, семинар или вебинар, посвященный чтению современных детей и подростков, и тем более таким вопросом задаешься, открывая новую книгу на заявленную тему.
Кажется, все уже сказано. Есть разнообразные программы, методики, руководства… И тем не менее снова и снова удается выцепить новую мысль, оригинальный авторский подход, детали, которые раньше не были заметны, ссылку на любопытное исследование. И если такое можно найти в каждой прочитанной главе, то определенно о такой книге стоит поговорить: Марина Аромштам «Читающий ребенок. О детях и чтении» (книга для родителей). Выпущена в 2023 году издательством «Росмэн».
Об авторе
Марина Семеновна Аромштам – педагог, кандидат педагогических наук, писатель, а также создатель и главный редактор интернет-портала «Папмамбук», который помогает растить ребенка-читателя и находить хорошие детские книги https://www.papmambook.ru/ . Более 20 лет она посвятила преподавательской деятельности: педагог детского сада, начальной и средней школы. Стажировки и исследования новаторского педагогического опыта, как отечественного, так и зарубежного, участие в образовательных экспериментах.
С середины 90-х годов ее деятельность стала тесно связана с писательством и литературой. Сначала появились статьи о воспитании детей, потом книги по детско-родительским отношениям и пособия по обучению детей грамоте, в 2007 году – первые художественные рассказы в детских журналах. Год спустя вышла первая повесть «Мохнатый ребенок». Вторая повесть «Когда отдыхают ангелы» была включена в список выдающихся детских книг «Белые вороны», который ежегодно составляется Международной мюнхенской юношеской библиотекой. Это школьная повесть, во многом автобиографичная, где прототипы многих персонажей – реальные ученики писательницы. С тех пор Марина Семеновна написала много книг, список которых можно найти на сайте «ПроДетЛит»: https://prodetlit.ru/index.php/%D0%90%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%BC_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0 (Всероссийская энциклопедия детской литературы, проект Российской государственной детской библиотеки и Ассоциации деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя»), а с 2012 года она стала работать в качестве переводчика с английского языка. Самыми первыми переводами стали широко известные книжки-картинки Джудит Керр о «Тигре, который пришел выпить чаю» и серия историй о кошке Мяули.
Марина Аромштам – это педагог, который сам постоянно обучается чему-то новому, творчески относится к своей работе, охотно делится своим опытом и наблюдениями и активно участвует в литературных конкурсах и фестивалях. Давайте повнимательнее изучим книгу такого специалиста.
Цели и задачи
Свои цели и задачи пособия определяет во введении, задавая общий тон своей работе:
«Детское чтение для культуры – явление относительно новое. Но смысл его состоит, как мне кажется, ровно в том же, что и во времена эпохи Возрождения, – создавать и структурировать внутренний мир ребенка, способствовать развитию его индивидуальной и человеческой сложности. И при этом чтения нельзя понимать иначе, чем личное дело ребенка. А значит, оно не поддается прямому и грубому манипулированию. Такой взгляд на детское чтение, как мне кажется, и должен служить исходной точкой педагогической стратегии».
Вокруг этого утверждения и строится вся книга Марины Семеновны, мотивируя нас читать вместе с ребенком, читать ребенку, читать самому себе, и делать все это с удовольствием.
Книга состоит из пяти глав: «Книжный старт», «Как обучает книга?», «Ребенок учится читать», «Книги, которых боятся взрослые» и «Сложности понимания». Несмотря на небольшой объем, каждая из этих частей могла бы стать отдельной самостоятельной книгой, в которой можно найти и конкретные рекомендации, и материал для дальнейших размышлений, и различные творческие идеи. Скажем несколько слов о каждом из разделов.
Книжный старт
В этой главе Марина Аромштам пишет о том, когда начинать читать ребенку и как именно ему читать, опираясь на психологические и физиологические особенности.
Очень многие родители непременно хотят вырастить из малыша продвинутого читателя, начиная с самого раннего возраста. Это, безусловно, хорошее желание, но зачастую взрослые относятся к развитию и детскому чтению как к необходимой и сложной работе (отчасти, это правда), а об удовольствии взять в руки яркую детскую книжку и читать ее вслух вместе с ребенком, просто забывают. А между тем чтение вслух не только радость, но и процесс, который может существенно облегчить жизнь родителя. Удивительно утверждение, не правда ли?
«Рассказывая о чтении вслух, я обычно пытаюсь убедить взрослых, что оно облегчит их существование. Ну и действительно: открывая книгу, вы примерно знаете, сколько времени будете читать – одну сказку, одну главу, две страницы и т. п. (это важно, чтобы планировать жизнь и вписываться в режим дня). Вам гарантировано качественное содержание общения. В момент чтения вы с ребенком оказываетесь в поле общих переживаний. Книга даже подсказывает, с какой стороны от себя посадить ребенка. Лучше – справа, чтобы малышу было удобнее следить за переворачивающимися страницами. А если вы читаете не одному, а нескольким детям, то справа посадите того, кто нуждается в наиболее комфортных условиях и телесном контакте с вами – скорее всего, младшего».
Как обучает книга?
Здесь Марина Семеновна сравнивает любимые родителями «развивалки» с художественными книгами. Отдавая дань первым, она отмечает, что «развивалки», при всем их обилии и полезности не могут заменить ребенку «другие» книги.
«Просто читать ребенку – не менее развивающее занятие, чем что-то вместе с ним пересчитывать или делать пальчиковую гимнастику. Более того: хорошая художественная книга, адресованная малышам, не может не обучать – только делает она это исподволь, как бы между прочим».
И действительно, увлекательная история незаметно вовлекает ребенка в процесс чтения, где любопытный маленький читатель походя решает развивающие задачки, не теряя интереса и сохраняя радостное настроение.
Где же взять эти самые хорошие художественные и познавательные книжки для ребенка? Здесь же! Марина Семеновна рассказывает о них. Часть книг, в виде картинок-обложек, представлена на форзаце и нахзаце. Полный же список всех упомянутых детских книг вы найдете в самом начале, на 4-й странице. В нем 40 книг, из которых 20 зарубежных и 20 отечественных. Есть художественные и познавательные книги, есть проза и поэзия, есть детская классика и книжки-картинки. Широкий спектр детской литературы, представленный профессионалом.
Ребенок учится читать
Глава «Ребенок учится читать» самая объемная. В ней автор представляет разные методики обучения чтению, обсуждает их достоинства и недостатки, поясняет, когда и какую выбрать. Несмотря на серьезность темы, весь материал изложен простым и понятных языком. Отдельное внимание уделено детской поэзии и ее сугубо утилитарной функции для развития фонематического слуха ребенка.
Невозможно обойти вниманием призыв Марины Семеновны «Не бросайте чтение вслух!» С такой ситуацией мы сталкиваемся очень часто. Ребенок наконец-то научился читать самостоятельно. Ура! Ну, и пусть себе читает. Сложный текст? Ничего страшного, пусть преодолевает трудности, надо развиваться! Так вот в том-то и дело, что, оставляя ребенка один на один с пока для него нерешаемой задачей, мы его обрекаем на неудачу и одновременно отвращаем его от книг. Сложные и одновременно самые интересные книги находятся пока в зоне ближайшего развития ребенка, где он еще не способен творить что-либо самостоятельно, но в которой задается перспектива на будущее, определяются его будущие достижения.
«Чтение вслух – это уникальная форма общения с ребенком, заведомо содержательная, позволяющая оказаться в общем поле переживаний. И тут должен сработать здоровый родительский прагматизм: зачем же себя обкрадывать? Книжка – не просто предмет для получения совместного удовольствия, но и незаменимый посредник в разговоре на сложные темы – о любви, о смерти, о ревности, о боли и разводе».
Книги, которых боятся взрослые
Таким сложным темам посвящена следующая часть –«Книги, которых боятся взрослые». Какие же это книги? Те, в которых рассказывается о физиологических проявлениях нашего организма (например, приучать ребенка к горшку необходимо, а вот книжка об этом… фу!), это страшилки с разнообразными монстрами, а также книги, затрагивающие вопросы рождения и смерти. Очень открыто, и вместе с тем очень деликатно Марина Семеновна разбирается с пугающими темами. Есть также и рекомендации, когда такие книги стоит читать, а когда – нет, а также в каких случаях стоит обратиться за профессиональной психологической консультацией.
Сложности понимания
Это самая философская и одновременно самая личная часть, в которой автор делится своим опытом чтения с маленьким внуком и возникшими в процессе этого опыта вопросами и трудностями.
«… Я не знаю, что именно выносят дети из книг. Каждый раз все случается “на новеньких” и часто – непредсказуемо. Но для меня теперь открылась еще одна важная функция чтения: оно способно давать разрешения “жить дальше”. Для детей это важно, мне кажется. Для детей это очень важно».
Книга «Читающий ребенок» есть в нашем фонде и в библиотеке «Литрес» (текст и аудио). Кроме нее в библиотеке РГБС вы найдете ее художественные книги: «Когда отдыхают ангелы», «Как дневник: рассказы учительницы», «Мохнатый ребенок». Первые две есть также библиотеке av3715, там же есть еще две художественные книги: «Земные приключения Марсоходика» и «Кот в мешке. Зрелое средневековье». Библиотека «Литрес» в дополнение ко всему вышеперечисленному предлагает познакомиться с детскими сказками писательницы «Другая дорога» и «Ворон Клара и яблочный год», а также с автобиографической книгой для взрослых «Белый верх – темный низ».
«© Российская государственная библиотека для слепых, ссылка на источник обязательна»

Сотрудники РГБС побывали на выставке Николая Рериха с экскурсией, адаптированной для незрячих

8 февраля 2024 года сотрудники Российской государственной библиотеки для слепых посетили в Государственной Третьяковской галерее уникальную выставку «Николай Рерих», приуроченную к 150-летию со дня рождения этого знаменитого художника, мыслителя, археолога, путешественника. Для них была проведена экскурсия с использованием тифлокомментариев и тактильных моделей, адаптированная для слепых и слабовидящих посетителей. На выставке собраны произведения и экспонаты, раскрывающие многогранность личности Николая Рериха – художника, археолога, общественного деятеля и философа. Его искусство самобытно и узнаваемо по стилю, а история экспедиций представляют большой интерес. Маршрут проходил по всему пространству экспозиции: посетители совершили путешествие из России в Азию, погрузились в историю Древней Руси через тактильные материалы, познакомились с уникальной архитектурой экспозиционного пространства, ключевыми мотивами и знаковыми произведениями, отражающими мир Николая Рериха. Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Размер полотна составляет 10×23 м. Сейчас этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи. Он был приобретен музеем и транспортирован в Москву из-за рубежа в 2021 году. На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении. Первый этап реставрации полотна завершился к выставке Николая Рериха.

Объявлен приём заявок на краевой театрализованный конкурс «Книжная страна: классики – детям»

Красноярская краевая специальная библиотека начала приём заявок на участие в краевом театрализованном конкурсе «Книжная страна: классики – детям» среди команд специализированных образовательных учреждений для незрячих и слабовидящих детей – представителей детских садов (видеоролики) и краевых общеобразовательных школ (очно). Конкурс проводится в рамках мероприятий, посвящённых празднованию 225-летия со дня рождения гения русской литературы А. С. Пушкина, а также к Международному дню театра и Международному дню детской книги. Задания для команд от детских садов, которые будут состязаться в номинации «Дошкольники»: приветствие «Знатоки пушкинских сказок» с расшифровкой или обоснованием названия команды, её девиза и т. д., продолжительностью не более 3 минут, и театрализованная инсценировка выбранной сказки Пушкина или её отрывка, продолжительностью не более 7 минут. Победителем будет признана команда, набравшая наибольшее количество баллов по оценкам жюри, а Приз зрительских симпатий получит команда, отмеченная в ходе голосования на YouTube-канале библиотеки наибольшим количеством «лайков» суммарно по двум конкурсным заданиям.
Конкурс среди команд краевых общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей состоится 19 апреля в конференц-зале Красноярской краевой спецбиблиотеки (ул. Свердловская, 53а). Ребята будут выступать очно в номинации «Школьники» в следующих конкурсных заданиях: приветствие «Знатоки пушкинских сказок», разминка «Там на неведомых дорожках…», конкурс на знание содержания произведений поэта «Сказки Пушкина читали, многое из них узнали», состязание капитанов «Негде, в тридевятом царстве…», презентация поделки «Царство славного поэта…» и домашнее задание – театрализованная инсценировка «Люблю я Пушкина творенья».
Заявки принимаются до 22.02.2024г. по электронной почте (ksb_stat@mail.ru) с пометкой «для Бондаревой Ирины Николаевны».
Ознакомиться с конкурсными Положениями, формами Заявок, сроками и другой информацией можно на сайте Красноярской краевой специальной библиотеки www.ксб-цср.рф в разделе «Конкурсы».

Приглашаем Вас принять участие в 10-й ежегодной Акции «Исцеление чтением»

Акция приурочена к Всемирному дню чтения вслух и в этом году она посвящена 110 -летию со дня рождения Юрия Сотника и его повести «Приключение не удалось». Мероприятие пройдет в формате громких чтений, которые состоятся одновременно в Учреждениях культуры и образования, реабилитационных центрах и т.д. Участников Акции ждет презентация повести Юрия Сотника «Приключение не удалось», изданной Пермской краевой специальной библиотекой для слепых рельефно-точечным и укрупненным шрифтом. После презентации книги любой желающий сможет взять её в Пермской краевой специальной библиотеке для слепых (г. Пермь) и в филиалах, расположенных в городах Березники, Кунгур, Лысьва, Нытва, Соликамск и Чайковский. С 12 февраля мы начинаем прием заявок! Основное мероприятие состоится 6 марта (среда) в 14.00 (местное время). Прямая трансляция Акции состоится в режиме видео-конференц-связи с использованием сервиса «Видеозвонки@Mail.ru». Для подключения необходимо кликнуть по ссылке: https://calls.mail.ru/room/36e4f261-f3b0-479e-9827-42d475c5c442
Десятые, юбилейные Чтения подарят всем нам новые, яркие впечатления и сюрпризы… Присоединяйтесь! Положение по Всероссийской Акции «Исцеление чтением» 2024

в Российской государственной библиотеке для слепых стартует проект «Мир в ладошках»

8 февраля в рамках двухдневного модульного семинара в Российской государственной библиотеке для слепых стартует проект «Мир в ладошках» региональной общественной организации инвалидов «Детский орден милосердия» (ДОМ). Он победил в Конкурсе грантов мэра Москвы для социально ориентированных некоммерческих организаций в 2023 году, проводимом Комитетом общественных связей и молодежной политики столицы. Программа семинара рассчитана на погружение волонтеров в проблему создания тактильных рукодельных изданий для детей с глубокими нарушениями зрения. Она включает выступления тифлопедагогов и студентов-волонтеров, мастер-классы, интерактивную игровую программу, сопровождаясь выставкой тактильных рукодельных книг и пособий, изготовленных мастерицами-рукодельницами клуба «Мир в ладошках» ДОМ.

В Новокубанске открылся библиопункт «Чеховки»

Незрячие и слабовидящие жители Новокубанского района могут теперь обратиться за книгами в новый библиопункт по адресу: г. Новокубанск, ул. Первомайская, 132. Библиотекарь «Чеховки» Светлана Бабошко поможет записаться в библиотеку, выбрать необходимую литературу в укрупненном и рельефно-точечном шрифте Брайля или аудиоформате. Читателей и членов их семей ждут в помещении Новокубанского культурно-досугового центра в понедельник, среду с 9.00 до 11.00, а также в пятницу с 9.00 до 15.00. На сегодняшний день на Кубани уже работают 25 библиопункта «Чеховки», созданные при поддержке министерства культуры Краснодарского края. Кроме того, расширяется сеть пунктов обслуживания на базе муниципальных библиотек и местных отделений ВОС в городах и районах края. Адреса, время работы и контактные телефоны всех библиопунктов и пунктов обслуживания Краснодарской краевой специальной библиотеки для слепых имени А.П. Чехова можно найти на сайте в разделе «Библиотечные пункты.

Век светлого человека

В Красноярской краевой спецбиблиотеке к 100-летию со дня рождения незрячего красноярского музыканта, участника Великой Отечественной войны Ивана Степановича Головкина прошёл вечер памяти «С музыкой по жизни». Ведущая Галина Павловна Шушкова осветила основные этапы жизненного и трудового пути Ивана Степановича, его общественной деятельности, участии в Великой Отечественной войне, в частности, в тяжёлых боях по обороне Москвы, где он получил осколочное ранение, которое навсегда лишило его, молодого 18-летнего парня, зрения.
На экране демонстрировались фото разных лет и обстоятельств из семейного архива Головкиных, архива красноярской детской музыкальной школы № 7, где Иван Степанович проработал 25 лет преподавателем по классу баяна, снимки от Красноярской краевой организации Всероссийского общества слепых и спецбиблиотеки. В записи прозвучал голос Ивана Степановича с рассказом об одном из эпизодов войны. Присутствовавшие в зале друзья, знакомые, коллеги, ученики Головкина вспоминали его, как очень доброго, светлого, открытого человека, талантливейшего педагога и музыканта, надёжного товарища и обаятельного мужчину. В качестве почётного гостя среди зрителей был и его сын – Владимир Иванович. «Мне очень приятно, что, несмотря на прошедшие годы, столько людей помнят моего отца, так душевно о нём отзываются. Я тронут», – поделился он.
На оформленной к мероприятию мини-экспозиции были представлены издания, в том числе специальных форматов, с биографическими статьями об Иване Степановиче, газетными публикациями, копиями наградных листов, его портретом, с которым родственники Головкина ежегодно участвуют в шествии Бессмертного полка.
В ходе концертной программы руководитель литературного объединения «Былина» Александр Ёлытшев прочёл стихотворение собственного сочинения, посвящённое Ивану Степановичу, Наталия Геннадьевна Ерышева рассказала о своём знакомстве с ним и продекламировала авторское «Что такое музыка?..». С музыкальными композициями выступили юные ученики детской музыкальной школы № 7, а вокальный ансамбль преподавателей «Калина красная» и его руководитель Милиана Плиева исполнили душевные песни, среди которых были и написанные Иваном Степановичем.
Творческую программу дополнили выступления вокального ансамбля «Ивушки», вокальной группы «Ретро», музыкантов из числа читателей библиотеки, задорное исполнение Марией Евдокимовой песни «Ах, гармошка…» под аккомпанемент баяна – инструмента, с которым неразрывно связано имя Головкина…

Ольга Артемова

В Библиотеке для незрячих отметили 75-летие дружбы России и Китая

30 января 2024 года в Библиотеке для незрячих и слабовидящих им. Д.Н. Мамина-Сибиряка состоялось открытие многоформатной выставки «Россия – Китай: из прошлого в будущее», посвященной 75-летию дипломатических отношений между Россией и Китаем. Выставка собрала молодежь – студентов из Уральского федерального университета, учащихся Свердловского областного медицинского колледжа, колледжа «Стиль» и представителей общественных культурно-национальных центров. Открыли выставку директор библиотеки Гильфанова Ирина Анатольевна, член Интернационального союза диаспор, руководитель проекта «Урал – Казахстан» Искалиева Бакыт Сериковна и преподаватель Уральского федерального университета Михайлова Ольга Андреевна. С приветственным словом от китайских студентов выступил Ван Лун (УрФУ). Он рассказал о китайском новом годе – годе дракона, который наступает 10 февраля. Студентка 1 курса Сунь Янцзы представила на китайском языке стихотворение Мао Цзэдуна «Весна».
С обзором выставки выступил специалист библиотеки Максим Геннадьевич Кулаев. Он познакомил участников встречи с книгами специальных форматов для незрячих людей, представил книги, изданные в библиотеке. Это альбомы с геральдикой и памятниками Екатеринбурга и Свердловской области. Выставка «Россия – Китай: из прошлого в будущее» будет работать для читателей в течение года.
Для китайских гостей была организована экскурсия по библиотеке и мастер-класс «Пишем шрифтом Брайля». Мастер-класс провел специалист библиотеки Сергей Юрьевич Уймин.
Завершилась встреча чайной церемонией, которую провели участники Китайского культурно-языкового центра «ЦзиШи» (руководитель Сунь Янань).
Библиотека благодарит Искалиеву Бакыт Сериковну, Уральский федеральный университет и лично Лысенко Елену Владимировну и Гертнер Елизавету Викторовну за организацию встречи. Желаем нашим партнерам дальнейших творческих успехов!

вышло в свет рельефно-графическое пособие «Спорт в Башкортостане: центр спортивной подготовки региона»

В тифлоиздательском отделе Башкирской библиотеки для слепых вышло в свет рельефно-графическое пособие «Спорт в Башкортостане: центр спортивной подготовки региона». Пособие издано укрупненным шрифтом для слабовидящих и рельефно-точечным шрифтом Брайля для незрячих. В пособии отражена информация о крупных спортивных центрах города Уфа, о том какие секции можно посетить в них, кто из выдающихся тренеров и спортсменов Республики Башкортостан занимается и тренирует в этих центрах. В пособии представлены в рельефной графике: спортивный комплекс «Динамо» и ипподром «Акбузат» имени Т. Т. Кусимова. Иллюстрации выполнены студентами Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы в рамках проекта «Трогательный Башкортостан». Также в специальной библиотеке издан «Сборник упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей и взрослых». Сборник издан рельефно-точечным шрифтом Брайля. Головной мозг человека сравни компьютеру выполняет множество функций и обладает большими возможностями. Но люди используют его ресурсы лишь частично. Для того, чтобы мозг был помощником необходимо его развивать. В 1981 году американский нейропсихолог, профессор психобиологии Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за исследования в области межполушарной специализации мозга. Благодаря его работам ученые пришли к выводам, что когда человек в своем обучении задействует технологии по гармонизации его левой и правой части, то увеличивается продуктивность и результативность самообразования. Вопрос развития мозга стоит актуально и сегодня, это влияет на все: на память, внимание, мышление, креативность. И в этом очень хорошо помогут упражнения на синхронизацию работы полушарий мозга. В сборнике представлен ряд упражнений, способствующих активизации разных зон головного мозга, посредством их активизации, что способствует росту новых нейронных связей, объединяющих левое и правое полушария в единую, целостно работающую систему.
После процесса технической обработки пособие поступит в фонд специальной библиотеки и ее филиалов в городах республики.

«Чеховка» приглашает юных читателей на конкурс «Алые паруса»

Прием заявок и работ на XX Открытый конкурс детского творчества стартует с 1 февраля. Проект библиотеки традиционно призван стимулировать литературные, художественные и артистические способности незрячих и слабовидящих детей и подростков, а также приобщить новое поколение к чтению книг. В конкурсе могут принимать участие дети и подростки в возрасте от 4 до 17 лет с нарушениями зрения. В этом году темой для творчества станут произведения писателей-юбиляров 2024 года – А.С. Пушкина, И.А. Крылова, В.В. Бианки, Н.В. Гоголя, Н.К. Чуковского. Определять победителей жюри будет в трех номинациях, в каждой предусмотрены три возрастные категории (4-7 лет, 8-12 лет, 13-17 лет):
– «Краски прочитанной книги» (рисунок, в любой технике исполнения);
– «Чтение с увлечением» (поделка, в любой технике исполнения);
– «Любимых писателей золотые строки» (видеоролик с записью чтения произведения или его отрывка наизусть или текста в рельефно-точечном шрифте Брайля).
Заявки и работы принимаются до 20 марта 2024 года, их можно направить по электронной почте в адрес библиотеки (kkbs-konkurs@mail.ru) или передать в филиалы «Чеховки», отдел делового и досугового чтения, либо по адресу: Краснодар, ул. им. Гаврилова П.М., 87.
Имена победителей станут известны 18 апреля. С положением о конкурсе можно ознакомиться на сайте «Чеховки».

«Синюшкин колодец» в инклюзивном Театре слова

26 января 2024 года в Библиотеке для незрячих и слабовидящих им. Д.Н. Мамина-Сибиряка к 145-летию уральского писателя П.П. Бажова прошла инклюзивная акция «Читаем сказы Бажова!». Открыли акцию Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Георгиевна Мерзлякова и директор Благотворительного фонда «Бажов» Полыганов Сергей Владимирович. Многоформатную выставку изданий П.П. Бажова представила сотрудник библиотеки Марина Григорьевна Сырбу. Выставка уникальна – помимо плоскопечатных изданий и изданий укрупненным шрифтом представлены книги шрифтом Брайля, в том числе изданные в библиотеке, «говорящие» книги на разных носителях, тактильное рукодельное пособие – сказка «Серебряное копытце». Главная часть акции – чтение вслух по ролям сказа П.П. Бажова «Синюшкин колодец». Представили сказ участники Инклюзивной творческой лаборатории – студии «Театр слова» https://www.sosbs.ru/life/kluby/gromkoe-chtenie.php: Синюшка – Кирьянова Татьяна Павловна; Бабушка – Сидорова Людмила Александровна; Илья – Штритер Александр Александрович. От автора читали Мерзлякова Татьяна Георгиевна, Ермакова Елена Анатольевна, Голубева Надежда Александровна, Черепанов Дмитрий Анатольевич и Мельникова Наталья Викторовна.
Сказ «Синюшкин колодец» был выбран для чтения неслучайно. В год семьи он особенно актуален и показывает, что герой не один в этом мире – его выручает родовая помощь предков. Бабка Лукерья сумела оставить внуку три разноцветных перышка, которые в самую трудную минуту отводят от него морок Синюшки. Перья птиц – родовые хранители и обережники. В мифах и легендах – чистые спутники человека. В прошлом 2023 году в Бажовские дни и в Год педагога и наставника Театр слова читал сказ П.П. Бажова «Живинка в деле» https://www.sosbs.ru/life/news/bazhovskiy-den-otmetili-v-biblioteke/?sphrase_id=21930
Завершилась акция открытием выставки детских работ «Мой Урал. По местам бажовских сказов» изостудии «Кисточки и кляксы» детского клуба Орфей (Октябрьский район г. Екатеринбурга). Представила выставку руководитель студии Спицына Ольга Викторовна.

Открытие Года семьи в Мордовской республиканской специальной библиотеке для слепых

25 января в Мордовской республиканской специальной библиотеке для слепых состоялся торжественный вечер, посвященный открытию Года семьи в России. С приветственным словом от Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия к читателям обратилась Н. В. Алямкина – заместитель начальника отдела библиотечной и музейной работы.
На вечере была поддержана акция «Сердце России». Зажечь «светоч» семейного очага в библиотеке получила право творческая семья Фадейкиных. На вечере было проведено чествование пользователей библиотеки в номинации «Самая читающая семья». Дипломами и памятными подарками награждены семьи Малышкиных, Лямшевых, Тороновых-Рудяевых, Никериных.
В связи с проведением в Республике Мордовия 2024 года – Года трудовых династий была презентована выставка-галерея «Семейные династии», на которой размещены фотографии и публикации трудовых династий республики.
Большой интерес у читателей вызвало и открытие новой красочно оформленной арт-площадки «Поляна семейного чтения». Каждый читатель смог здесь найти полезную информацию по социальным и правовым вопросам, книги по воспитанию детей, здоровому питанию, художественные книги для совместного семейного чтения.
На вечере прозвучали стихи о семье, семейных династиях в исполнении Людмилы Малышкиной, Дианы Тороновой, Ольги Ивановой, Ирины Деминой. Большим подарком зрителям стало музыкальное выступление семьи Фадейкиных.
В завершении вечера читатели получили информацию о мероприятиях Года семьи на предстоящую декаду и сделали памятные фотографии.

«Непокоренный город»: вечер памяти

27 января отмечается День воинской славы России — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. К этой знаменательной дате 25 января 2024 года в Мордовской республиканской специальной библиотеке для слепых состоялся вечер памяти «Непокоренный город». В начале мероприятия выступил Капитонов И. В.- Председатель общественного совета при Министерстве социальной защиты, труда и занятости населения РМ, Председатель общественной палаты РМ, кандидат исторических наук. В своем выступлении Иван Владимирович подчеркнул значимость этой даты в истории нашей страны.
В ходе мероприятия ведущие рассказали присутствующим о том, как мужественно сражался осажденный врагом город, о стойкости его жителей, о Ладожской «Дороге жизни», о подвиге слепых «слухачей», проходившие воинскую службу в блокадном городе. Особенными чувствами гости прониклись к судьбе маленькой девочки Тани Савичевой, которая за время блокады потеряла всех своих близких. О их жизни в блокадном Ленинграде поведала Маргарита Малышкина, учащаяся 7 класса школы № 16, представив сценку «Таня Савичева». Ее дневник стал одним из символов Великой Отечественной войны.
Сотрудники библиотеки рассказали, что в осажденном городе люди продолжали работать, учиться, а дух ленинградцев поддерживали поэты и писатели. В исполнении пользователей библиотеки прозвучали стихи, «Дети блокады» читала Валентина Алямкина, «Ленинградский салют»- Диана Торонова. Большим подарком гостям вечера стало выступление учащихся Детской музыкальной школы № 4 им. Л. Войнова. В исполнении творческого коллектива прозвучали пронзительные стихи, песни и театральная постановка о войне, Ленинграде и Победе. Красочные номера погрузили зрителей в атмосферу военной и послевоенной поры.
Мероприятие транслировалось на портале «Культура.РФ

Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб»

С 18 по 27 января во всех регионах нашей страны проводится Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб». Мордовская республиканская специальная библиотека для слепых приняла участие во Всероссийской акции “Блокадный хлеб “. Эта акция призвана напомнить о мужестве жителей Ленинграда, переживших беспрецедентную блокаду миллионного города вражескими захватчиками, почтить память мирных жителей Ленинграда, которые, будучи окруженными врагом и отрезанными от остального мира, более двух лет боролись за свои жизни и жизни родных и близких. Ключевым символом акции «Блокадный хлеб» является кусочек хлеба весом в 125 граммов — именно такая минимальная норма выдачи хлеба на человека в день была установлена в самый трудный период блокады Ленинграда. Именно этот кусочек хлеба отделял жизнь от смерти и стал символом страданий ленинградцев и последней надежды на жизнь.
#МРСБС#библиотекадляслепых#Саранск#Мордовия#слепые#слабовидящие#Блокадныйхлеб

Аркадий Гайдар в любом формате

24 января 2024 года в Библиотеке для незрячих и слабовидящих им. Д.Н. Мамина–Сибиряка прошло литературное тифлопутешествие «Команда отважных и смелых ребят» (к 120-летию детского писателя А.П. Гайдара). Встреча была организована для учащихся 4-6 классов Верхнепышминской школы-интерната имени С.А. Мартиросяна. Ребята познакомились с удивительной биографией писателя, узнали, что семнадцатилетним подростком он командовал полком. В 1927 году посетил Аркадий Петрович наш родной город (тогда он был Свердловском), служил в издательстве «Уральский рабочий», жил на Набережной Рабочей Молодёжи.
Юные читатели приняли участие в интерактивной викторине. Затем читали вслух отрывок из рассказа «Военная тайна». Получились настоящие инклюзивные чтения – читатели в разных форматах, кто шрифтом Брайля, кто укрупненным шрифтом… Библиотекарь Сырбу Марина сделала обзор литературы «Любимых детских книг творец», представила книги А.П. Гайдара в разных форматах: издания шрифтом Брайля, «говорящие» книги, плоскопечатные издания. В своих книгах писатель рассказывает о вечных жизненных ценностях, доброте, долге, чести, благородстве, учит любить и защищать Родину.
Для участников литературного тифлопутешествия специалист библиотеки Сергей Уймин провел мастер-класс по изготовлению бумажных корабликов, но, а затем ребята отправились на песочный остров искать клад с «хорошим настроением» совместно с кладоискателем – библиотекарем Михалевой Татьяной.
Уставшие и довольные мальчишки и девчонки завершили тифлопутешествие удачной фотосессией.

Кубань – Луганская народная республика. «Брайлевские чтения – 2024» состоялись в расширенном формате

Ежегодная акция «Брайлевские чтения», которая проводится при поддержке министерства культуры Краснодарского края, объединила десятки незрячих кубанцев и жителей нового российского региона, став площадкой для знакомства и обмена опытом. В этот раз к «Брайлевским чтениям», помимо читателей «Чеховки», подключились пользователи и сотрудники Луганской Республиканской универсальной научной библиотеки имени М. Горького, а также представители Луганской Республиканской общественной организации ВОС. «Брайлевские чтения» призваны популяризировать литературу в рельефно-точечном шрифте, а также стимулировать интерес к изучению шеститочия. На старте участников приветствовали директор Краснодарской краевой специальной библиотеки для слепых имени А.П. Чехова Валерия Полторанина, председатель Краснодарской региональной организации ВОС Юрий Третьяк, а также директор Луганской Республиканской универсальной научной библиотеки имени М. Горького Наталья Расторгуева и руководитель Луганской республиканской ВОС Людмила Авраменко. Акция традиционно прошла в формате видеоконференции. Участники, которые собрались в филиалах библиотеки, поочередно прочли отрывки из специально отпечатанных в библиотеке произведений А.П. Чехова. В этом году старшему поколению предложены рассказы «Хамелеон» и «Письмо к ученому соседу». Команду юных кубанских чтецов представляли учащиеся школы – интерната для слепых и слабовидящих детей № 3 Армавира и краснодарской коррекционной школы № 91, знания шеститочия они продемонстрировали, читая рассказ «Мальчики», а их ровесники из Луганска прочли фрагменты «Хамелеона». Кроме того, в ходе акции специалисты «Чеховки» рассказали об истории создания этих произведений, об актуальности рельефно-точечного шрифта в современной жизни, а также о книжных новинках в шрифте Брайля, которыми пополнился фонд «Чеховки». Краевая акция «Брайлевские чтения» проводится в январе неслучайно – именно в этом месяце в 1809 году появился на свет создатель шестоточия Луи Брайль, чей день рождения впоследствии стал Всемирным днем азбуки Брайля. А в 1860 году родился Антон Павлович Чехов, чье имя носит библиотека. Контакты: Виктория Дудникова, тел. 8-906-486-39-55

Библиопункт Краснодарской краевой специальной библиотеки для слепых имени А.П. Чехова открыт в Мостовском районе

Теперь за книгами в спецформатах незрячие и слабовидящие жители района могут обратиться в библиопункт по адресу: пос. Мостовской, ул. Ленина, 10. Библиотекарь «Чеховки» Марина Невмержицкая ждет пользователей и членов их семей в помещении Мостовской межпоселенческой библиотеки в понедельник– четверг, а также в субботу, с 8.00 до 10.00. Она поможет записаться в библиотеку, выбрать нужную книгу в укрупненном, рельефно-точечном шрифте Брайля или аудиоиздание. Также желающие могут оформить обслуживание на дому. Библиотекарь доставит необходимые книги по месту жительства читателей, согласовав предварительно время визита. Всего в регионе сегодня работают уже 24 библиопункта «Чеховки». Они создаются при поддержке краевого министерства культуры. Кроме того, расширяется сеть пунктов обслуживания на базе муниципальных библиотек и местных отделений ВОС в городах и районах Кубани. Адреса, время работы и контактные телефоны всех библиопунктов и пунктов обслуживания Краснодарской краевой специальной библиотеки для слепых имени А.П. Чехова можно найти на сайте в разделе «Библиотечные пункты».

Издательство «Репро» реализовало проект «Нотно-музыкальные издания учебного цикла, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля»

Издательство АНО КС «МИПО «Репро», при поддержке Фонда президентских грантов реализовало проект «Нотно-музыкальные издания учебного цикла, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля», учитывая важность выполнения поручения Президента Российской Федерации В. В. Путина от 01 июня 2022 года, “обеспечить издание с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля музыкальной литературы для всех видов инструментов и оркестров, включая произведения современных композиторов”. Основываясь на статье 19. Образование инвалидов. Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Поддержка и доступность музыкального образования для слепых и слабовидящих людей является важной сферой их личностной, творческой и профессиональной реализации. Проект направлен на удовлетворение потребности в учебной литературе нотно-музыкальной тематики для учащихся и преподавателей — инвалидов по зрению. Выпуск нотной учебной литературы шрифтом Брайля увеличит заинтересованность в получении профессионального музыкального образования и в повышении его уровня. На сегодняшний день в России десятки специализированных учебных заведений среднего и высшего профессионального образования обучают тысячи незрячих музыкантов (музыкальные школы, колледжи, институты). Также многие профильные инклюзивные учебные заведения предоставляют слепым и слабовидящим учащимся и студентам специальные программы образования.
В рамках проекта в свет вышло четыре издания учебного цикла, выполненные шрифтом Брайля:
1. Т.Л. Шустова. Нотная грамота: пособие для начинающих незрячих музыкантов (с плоскопечатным дублированием);
2. П. Драгомиров. Учебник сольфеджио;
4. И.С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги для фортепиано, редакция Н. Кувшинникова, вступительная статья Н. Копчевского;
4. Сольфеджио. Вып. 1. Одноголосие. Составитель Н.С. Качалина: учебное пособие для студентов музыкальных вузов.
Востребованность нотно-музыкальных изданий шрифтом Брайля обусловлена тем, что альтернативы для обучения незрячих музыкантов нотной грамоте, чтению нот, партитур, кроме рельефно-точечной системы Брайля пока не существует. Многим начинающим и профессиональным музыкантам часто приходится обучаться «на слух», заучивать партитуры и мелодии, полагаясь на свою память.
В процессе обучения также немаловажным является доступность изучаемого материала и взаимодействие преподавателя с учащимся. Одно из уникальных, не имеющий аналогов в РФ изданий проекта – базовое учебное пособие по обучению нотной грамоте выполнено с плоскопечатным дублированием: текст, напечатанный шрифтом Брайля, доступный незрячим учащимся, дублируется плоскопечатным шрифтом для зрячих преподавателей или родителей. Это улучшает взаимодействие между незрячими и зрячими участниками процесса обучения, одновременно делая его максимально продуктивным и удобным для всех.
Все нотно-музыкальные издания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, соответствуют Государственным стандартам РФ в сфере книгопечатания шрифтом Брайля.
Книги Проекта «Нотно-музыкальные издания учебного цикла, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля», отправлены получателям 140 региональных специализированных и инклюзивных образовательных, а также культурно-просветительских учреждений, включая индивидуальных получателей, охватывая свыше 70 регионов Российской Федерации (специальные библиотеки, колледжи, институты и др.). Такая масштабная география проекта даёт полноценную возможность тысячам начинающих и профессиональных музыкантов — инвалидов по зрению, стимулировать интерес к изучению нотной грамоты, облегчить процесс обучения, получить или повысить уровень профессионального музыкального образования.

В РГБС прошел вечер памяти Луи Брайля: к 215-летию со дня рождения

23 января 2024 года в Российской государственной библиотеке для слепых состоялся «День памяти Луи Брайля: к 215-летию со дня рождения». Заведующая тифлобиблиографическим отделом РГБС Лариса Жданова открыла годовой цикл выставок с тифлообзорами «Луи Брайль. Видеть сердцем, чувствовать душой». На вечере выступили: Юрий Кочетков, главный редактор журнала «Школьный вестник»; Ирина Зарубина, главный редактор звукового журнала «Диалог»; Александр Илюхин, главный редактор ИПТК «Логосвос»; читатели библиотеки. Прозвучали известные музыкальные композиции в исполнении Валерии Лотковой. Зрители посмотрели научно-популярный фильм о Луи Брайле. Больше фото с мероприятия вы можете увидеть в нашей группе в ВКонтакте https://vk.com/rgbs_ru?w=wall-64661231_3693%2Fall

В Библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка открыли Год семьи

19 января в Библиотеке для незрячих и слабовидящих им. Д.Н. Мамина-Сибиряка прошел праздник, посвященный открытию Года семьи. На встречу собрались читатели и гости библиотеки. Открыли праздник директор библиотеки Ирина Гильфанова, начальник орготдела Социального фонда Николай Гурьянов и руководитель Екатеринбургской городской местной организации ВОС Варвара Тагирова. Презентацию многоформатной выставки «Ступени семейного счастья» провела библиотекарь Сырбу Марина, особое внимание уделив библиотечной коллекции художественной литературы про необычных детей https://sosbs.ru/life/news/osobye-knigi-pro-osobykh-podrostkov-spisok-novinok/?clear_cache=Y Книги про «особых» детей из фонда библиотеки, а их больше пятидесяти, условно можно разделить на группы: книги о человеческих отношениях: дружбе и любви; книги-образы общественных устоев, моделей; книги о преодолении, о жизненном самоопределении, о взрослении и др.
Каждая семейная пара поделилась своими секретами благополучной, счастливой жизни. На встрече присутствовали молодые семьи и супружеские пары со стажем: семья Шибановых (52 года совместной жизни), семья Хворостовых (50 лет совместной жизни). Свои семейные истории рассказали Тарасовы-Конюховы, Румянцевы, Беренковы, Рыбчаки, Кирьяновы-Кропотовы.
Праздник украсило выступление Инклюзивной творческой лаборатории «Театр слова» (руководитель Елена Ермакова). В исполнении участников Театра – читателей и друзей библиотеки Ольги Брулёвой, Михаила Кондратьева, Дмитрия Черепанова, Елены Конюховой, Александра Штритера прозвучали два рассказа детского писателя Виктора Драгунского «Хитрый способ» и «Профессор кислых щей».
Выражаем особую благодарность читателю библиотеки Румянцеву Олегу за трогательные, душевные фотографии праздника.

Журнал «Агидель» за 2023 год полностью озвучен для незрячих

“Агидель” — российский ежемесячный литературно-публицистический журнал на башкирском языке. Журнал является основным литературным периодическим изданием Башкирии. В студии звукозаписи тифлоиздательского отдела библиотеки для слепых озвучены номера журналов «Агидель» за 2023 год. Периодика — зеркало духовной жизни общества. Большинство журналов призваны расширять мировоззренческий кругозор, формировать художественный вкус и культуру чтения. Главное свойство периодики — оперативность, новизна, своевременность получения информации. Человек, постоянно читающий периодику, становится более образованным, осведомленным о последних событиях. Журнал «Агидель» выходит на башкирском языке, где печатались и печатаются все классики литературы Башкортостана. Наряду с новыми произведениями писателей Башкортостана и литературоведческими трудами ученых, на страницах журнала регулярно публикуются материалы о политическом, социальном и экономическом положении республики, развитии науки, культуры, просвещения. После процесса технической обработки издания поступят в фонд специальной библиотеки для слепых в Уфе и городах республики.

вышла в свет повесть Баязита Бикбая «Аксэскэ»

В тифлоиздательском отделе специальной библиотеки вышла в свет повесть Баязита Бикбая «Аксэскэ». Книга издана рельефно-точечным шрифтом Брайля на башкирском языке. В повести «Аксэскэ» Баязит Бикбай обращается не только к собственному творчеству, но и к теме, которая практически не освещена в башкирской литературе. Описывая культ личности и его последствия, писатель раскрывает судьбу одной семьи. Главные герои повести Нагима и Ахмуш Ямаев, их дочь Аксэскэ. Описывая несчастье, случившееся в семье Нагимы, писатель пишет, что жертвой культа личности стала не только Нагима, Аксэскэ, но и Ахмуш Ямаев. Писатель, рассказывает трагедию этой семьи, одновременно доказывает связь судьбы личности с устройством общества, и то, что стать счастливым можно только при гармоничном взаимодействии между личностью и обществом. Если в жизни, где царит беззаконие, Нагиме и Аксэску пришлось столкнуться с тяжелыми испытаниями, то такие трусливые люди, как Ахмуш Ямаев, имеют мягкий характер, встают на путь предательства.
Повесть «Аксэскэ» разоблачает трагедии тридцатых годов с культом личности, призывает людей извлекать уроки из истории, призывает к борьбе с беззаконием, активности. Баязит Бикбай, поэт и прозаик Башкортостана. Еже его деятельность была связана с драматургией, созданием текстов к музыкально-сценических произведениям, переводам. Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР
Баязит появился на свет в деревне под названием Калта, которая была расположена в Оренбургском уезде, являющего частью Оренбургской губернии (сегодня это деревня Новокалтаево, Республика Башкортостан). Папа мальчика трудился учителем русского языка, осуществлял трудовую деятельность в одной из башкирских школ. Баязит обучался в Ташлинской профессионально-технической школе, по окончании которой стал студентом Оренбургского педагогического техникума.
Получив диплом, Бикбай трудился в районных и республиканских печатных изданиях, также в его биографии имела место быть трудовая деятельность в книжном издательстве. Будущий писатель занимал посты ответственного секретаря журнала под названием «Октябрь», заведующего литературной сферой театра драмы, осуществляющего свою деятельность в Башкирии и председателем правления Союза писателей Республики.
Приход Бикбая в мир литературы состоялся в 30-х годах XX века. В большинстве стихотворений поэт воспевал развития классовых интересов трудящейся части населения, а также их активная деятельность в процессе строительства новой жизни, в соответствии с современными требованиями и принципами. Совершенствование творчества Бикбая произошло в процессе выпуска в мир поэмы, носящей название «Текущие дни». В этом художественном произведении автор показывает социальные перемены, произошедшие в государстве.
Самый крупный литературный успех Баязита Бикбая и триумф всей литературы Башкортостана в 30-х годах поэма под названием «Земля». В произведении автор ярко отобразил панораму народной жизни, а также уклад башкирской жизни, оставшийся в прошлом и его изменения с приходом новой власти. Этот литературный шедевр, если взглянуть на него, исходя из жанровой природы, являет собой современный героический эпос исторического и фольклорного типа.
Большинство стихотворений поэта, которые легли в основу сборников «Наш город», «Огненные дороги» и «Платочек» были созданы в годы Великой Отечественной войны. В них Бикбай воспевал мужество и героизм Красной Армии, а также прославлял душевные качества советских людей, отдавших предпочтение построению личной жизни борьбе за мирное сосуществование в государстве. Баязит опирался в своем творчестве на поэтический фольклор, параллельно с этой деятельностью, он успешно осваивал опыт поэзии, созданной русскими и мировыми авторами.
В конце 30-х годов башкирский поэт получил драматургический опыт работы, успешно создав тексты популярных в то время пьес. Перу Баязита Бикбая также принадлежат тексты музыкально-сценических произведений, которые легли в основу опер и музыкальной комедии.
В качестве примера новаторских произведений можно привести роман, принадлежащий его авторству, который имеет название «Когда разливается Акселян», а также его повести «Живые родники» и «Аксэскэ». Также в творческой биографии поэта было занятие переводами.
В 1941-1945 годы Баязит Бикбай по состоянию здоровья не мог принимать участие в боях и быть на фронте. Однако поддержать своих соотечественников, сражающихся за мир поэт смог произведениями на военную тематику, которые стали основой сборников стихотворений «Огненные строки» и «Я славлю землю».
Перу поэта принадлежит около сорока поэтических сборников и поэм, а также в его творчестве есть очерки, либретто, рассказы, повести, пьесы и роман. Им переведены на башкирский язык произведения классиков русской литературы: Максима Горького, Ивана Тургенева, Льва Толстого.
Тяжелый 1937 год стал ключевым в его творчестве, он трудится в драматургии. Эта деятельность оказывается успешной он создает первую музыкальную драму, которую назвал «Карлугас».
В последующие два года поэт работает над созданием драмы «Салават». Спустя время композитор Загир Исмагилов напишет оперу «Салават Юлаев», основой которой станет либретто Баязита. Поэт активно творит и создает пьесы «Дети одной семьи», «Родина зовёт», которые помогают воспитать в читателе чувство любви к Родине. Также его перу принадлежат много одноактных пьес. На передовых ролях его творчества располагаются либретто, написанные им для музыкального театра.
Баязит Бикбай покинул наш мир в первых числах сентября 1968 года.
Могила поэта, драматурга и переводчика расположена на территории мусульманского кладбища в городе Уфа.
За свою литературную деятельность и способствование развитию башкирской литературы и искусства поэту были вручены «Знак Почета» и ордены Трудового Красного Знамени. В 1970 годы поэту и драматургу присвоена премия им. Салавата Юлаева.
В настоящее время книги проходят процесс технической обработки и в ближайшее время поступят в фонд специальной библиотеки и ее филиалов в городах республики.

«Встреча у камина»: православная беседа

Рождественские праздники и Святки издавна считались самыми долгожданными, светлыми и благодатными – ведь всё, что происходит в эту пору, дарит нам надежду на чудо, наполняет сердце радостью и любовью. 12 января 2024 года в Мордовской республиканской специальной библиотеке для слепых, в рамках проекта «Свет души», состоялась православная беседа «Встреча у камина». Ведущие мероприятия рассказали о праздниках, их истории и традициях, какие подарки дарили друг другу, как ходили по домам и славили рождение Христа, какие пели колядки. Продемонстрировали видеоролик «5 фактов о Рождестве». Познакомили присутствующих с православной литературой из фонда библиотеки. Гостем мероприятия был настоятель храма святой мученицы Татианы иерей Георгий Горюнов. Отец Георгий поздравил всех присутствующих с праздниками и рассказал собравшимся о святочных днях от Рождества до Святого Крещения. В заключение беседы отец Георгий ответил на многочисленные вопросы о библейских событиях, о важности церковных таинств, о поведении на святочной неделе. Большим подарком для присутствующих стало выступление юных друзей библиотеки, воспитанников Детского сада № 112, которые подготовили святочные колядки, стихи и песни о рождественских праздниках. Пользователи библиотеки поблагодарили детей, одарив «колядовщиков» сладкими подарками. Встреча прошла в атмосфере доброты и тепла.