Описание фотовыставки «Руки» с тифлокомментариями

Дорогие друзья! С 27 июня по 27 июля 2023 года в Москве, в Российской государственной библиотеке для слепых проходила фотовыставка Ирины Владимировны Саломатиной «Руки». Ранее я делала расшифровку аудиозаписи с открытия мероприятия и описания нескольких фотографий. 8 июля 2023, после работы, я зашла в библиотеку. Была единственной посетительницей в читальном зале. Меня радушно приняли, зажгли свет. Я неспешно посмотрела выставку. Фотографии были выставлены в ряд, на столах, в стеклянных рамках. Стёкла бликовали, то отражалась я, то люстры в зале, поэтому пересняла под углом. Около каждой фотографии на столе лежал листочек с авторским описанием фотографа: сверху по брайлю, ниже – плоскопечатный текст. Для тех, кто не смог посетить выставку, и по просьбе некоторых слепоглухих людей, я решила описать то, что увидела сама. В путь! С уважением, Анна Демидова. 29 июля 2023.
Фото 1а. Мы в зале библиотеки. Вдалеке – входная дверь, мы стоим к ней лицом. По левую руку – большие окна с нежно-розовыми жалюзи, настежь открыта балконная дверь. Около окон в ряд – письменный стол, коричневый диван, бюст философа Алексея Фёдоровича Лосева (к концу жизни он различал лишь свет и тьму). Вдоль линии окон, ближе к нам, в один ряд поставлены деревянные письменные столы, их всего шесть. На них в один ряд аккуратно выставлены чёрно-белые фотографии в белых рамках, под стёклами. Всего двенадцать рамок, седьмая и восьмая – вертикальные, остальные ориентированы горизонтально. Рядом с каждой рамкой лежит лист бумаги, вертикальной ориентации, с описанием по брайлю и плоскопечатным шрифтом. На полу – коричневая ковровая дорожка с узорами. В дальнем левом углу на стене висит чёрная колонка, рядом стеллажи с новой литературой.
Фото 1. Надпись: «Теперь можно? Доверяешь?» Описание автора: «Маленькая ручка ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями, лежащего в деревянной кроватке с высокими бортиками. Ладошка воспитанника не выпрямляется, сказываются двигательные нарушения и спастика. Педагог-исследователь не торопит к общению, для него важно установить доверие между взрослым и малышом без зрения и слуха». Рука взрослого человека расположена сверху (на фото справа), это женская рука со светлым маникюром. Малыш держится всеми пальчиками, снизу, на ручке заметны складочки. Видны две вертикальные перегородки бортика кроватки – тонкие, округлые.
Фото 2. «Сейчас покажу, смотри. Разговор прикосновений». Описание автора: «На этой фотографии Ирина Поволоцкая в свои ладони взяла кисть одного из незрячих актёров во время репетиции спектакля. Необходимо было показать пластику движений». На фотографии – только руки, и слева, более размыто – часть одежды. Рука человека (кисть) с ровно подстриженными ногтями лежит на запястье Ирины, вторая рука Ирины касается верхней поверхности кисти со стороны мизинца. У Ирины длинные пальцы, безупречно ровные ногти.
Фото 3. «Та-а-а-к, этот квадратик – сюда». Описание автора: «Ученик выполняет задание педагога: на чёрном полотне необходимо вложить геометрические фигуры (рамки в форме квадратов) в определённой последовательности. Правой рукой, оттопырив вперёд указательный палец, мальчик выкладывает в линейку вторую квадратную рамку». Рука мальчика на фото справа, виден полосатый рукав свитера.
Фото 4. «Молодец! Справился!» Описание автора: «Кулак педагога с поднятым вверх большим пальцем радостно сталкивается с кулаком ученика, который тоже выставил большой палец вверх. Под руками коробка со счётным материалом – разноцветными в оригинале шариками. Педагог хвалит ученика, а ученик рад похвале. Победа одержана». Рука педагога на фото справа, расположена горизонтально, длинные ногти, маникюр с блестящими кончиками. Рука ученика слева, виден край полосатого рукава.
Фото 5. «Портрет. Михаил Ильиных» Описание автора: «Крупный портрет, видно только лицо. Мужчина с усами и бородой, в чёрных непроницаемых очках склонил голову на портрете так, что видны его прикрытые глаза. Это Михаил, человек со слепоглухотой». На фото портрет занимает правую и среднюю часть, голова ориентирована слегка справа налево. Брови и усы тёмные, борода светлее. Между глаз заметны две вертикальные складки. Стёкла очков выпуклые, дужки тонкие.
Фото 6. «Покулинарим». Описание автора: «Слепоглухой мужчина чистит руками, без помощи ножа, головку репчатого лука. Это слепоглухой мастер-гончар Михаил помогает приготовить салат для сотрудников керамической мастерской». На столе лежат руки, в правой – головка лука. Левой рукой человек чистит лук. Видны светлые края рукавов и часть туловища.
Фото 7 (в центре выставки). Афиша в вертикальной рамке. Я её описывала ранее, повторю ниже. На одном из листочков рядом с фото – плоскопечатный текст, на втором – продублировано брайлевским шрифтом. Что сказано:
«Ирина Саломатина и её «Руки». Я помню волшебство превращения белого листочка бумаги, который плавает в наполненной водой ванне в свете красного фонаря, а постепенно на нём проявляются мама, брат, соседи, иногда папа. Папа реже, ведь он фотографирует. А вот сейчас и проявляет эти фотографии. Я вместе с ним в запертой ванной при свете красного фонаря.
Фотографию я любила, мне кажется, всегда. Фотографировать начала не сразу, но очень давно. Правда, реально учиться искусству фотографии я начала только в 2020 – в ту весну, когда все были заперты на коронавирусный карантин. Дети со слепоглухотой появились в моей жизни в 198 (примечание А. Демидовой: пропущена цифра) году, а потом я всю жизнь старалась что-то сделать для этих детей, для взрослых со слепоглухотой и для их семей. Это стало моей профессией.
Теперь настало время объединить дело и увлечение. Так появилась идея сделать серию фотографий «Руки». Про те руки, которые говорят, доверяют, учат, принимают и передают, лечат, утешают и подбадривают, рисуют, работают, учатся. И всё это – руки людей, у которых зрение и слух, а иногда и другие важные системы организма работают не по правилам.
Я сделала эти 11 фотографий в 2021 и 2022 годах в Москве, в Тульской и Нижегородской областях. Здесь взрослые и дети с двойным нарушением зрения и слуха, а у некоторых есть и иные проблемы. Есть среди взрослых очень известные люди, дети же либо вообще никому не известны, либо их знает очень небольшой круг людей. Но от этого их руки очень много говорят нам о человечности, о доверии и доброте». /Окончание текста.
Афиша: чёрно-белая фотография. Прямоугольник, ориентированный вертикально. По диагонали из верхнего левого угла разделён на две части. Справа две руки, кисти, чуть подняты вверх, видны не полностью. Одна, рука немолодого человека, с лёгкими морщинками, в положении дактилемы «н»: большой палец снизу касается кончика безымянного. Поверх другая рука, считывает. В левом треугольнике на чёрном фоне светлый шрифт, информация о выставке: 27 июня-27 июля 2023 года, Ирина Саломатина, выставка фотографий «Руки», Российская государственная библиотека для слепых. Конец описания афиши.
Продолжим осмотр выставки…
Фото 8. «Китайская живопись». Описание автора: «Ирина Поволоцкая чёрной тушью пишет на белом листе бумаги бамбук. В правой руке кисть. Ирина кистью накладывает мазок – листочек бамбука. Левая рука Ирины не просто придерживает край бумаги, её отведённый большой и другие пальцы ладони позволяют художнику ориентироваться в пространстве полотна бумаги и рисунка в целом». Ирина сидит за столом. В тёмном свитере, рукава чуть ниже локтя. Волосы тёмные, на лбу чёлка. Взгляд сосредоточен. Кисть с толстой ручкой. В левом верхнем уголке стоит небольшая баночка, похожа на крышку от пузырька туши.
Фото 9. «Здравствуй, это я». Описание автора: «Ручка лежачего ребёнка с множественными нарушениями развития тянется к руке взрослого. Так происходит знакомство и общение педагога с ребёнком». Рука взрослого на фото слева, горизонтально, видна кисть и запястье, светлый маникюр. Справа снизу детская ручка, худенькая. Всеми пальчиками ребёнок держится за полусогнутые пальцы взрослого. Большой палец взрослого лежит поверх указательного детского.
Фото 10. «Разговор по душам». Описание автора: «В правую раскрытую ладонь мужчины вложена правая ладонь женщины, которая в этот момент показывает дактилему «Н». Общаются для слепоглухих человека – Сергей Алексеевич Сироткин и Надежда Владимировна Голован». Фрагмент этой фотографии размещён на афише.
Фото 11. «Изучаем тонкости керамического искусства». Описание автора: «Девочка со слепоглухотой (на видимом на фотографии левом ухе надет слуховой аппарат) склонилась над формой, куда она старается обеими руками вложить глину по стеночкам формы. Педагог нам не видим, можно заметить только правую руку мастера, который едва касается двумя пальцами левой кисти девочки, направляя её движения. В правом кулаке девочка зажала ком глины. На девочке светлая в полоску кофточка (виден её воротник), поверх которой надет тёмный свитер». Добавить к описанию мне нечего, кроме того что с этой девочкой я знакома. На фото она изображена справа, форма – слева.
Фото 12 (последнее на выставке). «Посмотри, это мои игрушки». Описание автора: «Слева ребёнок выдаёт педагогу в руки свои любимые мягкие игрушки. Сейчас в горсти у педагога уже два мишки, левая рука ученика подносит ещё и третьего мишку, чтобы и того тоже показать учителю. Полное доверие и желание поделиться личным, сокровенным, радостным». На фото руки педагога справа, светлые рукава, яркий маникюр. В левом нижнем углу снимка детская ручка, видна часть рукава свитера.
Конец описания фотовыставки. Оригинальные фото и авторские описания выполнены И.В. Саломатиной (в тексте это описания автора, заключены в кавычки).
Описание выставки и пояснительные тифлокомментарии Анны Демидовой.