Доступность и инклюзия в учреждениях культуры: сервисы, практики, нормы

10 апреля 2024 г. в Свердловской областной специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих имени Д.Н. Мамина-Сибиряка состоялся научно-практический семинар «Доступность и инклюзия в учреждениях культуры: сервисы, практики, нормы». Семинар был организован при поддержке Министерства культуры Свердловской области и прошел для специалистов государственных учреждений культуры Свердловской области. Спикером семинара стал Никита Большаков, кандидат социологических наук, доцент, заместитель руководителя Департамента социологии, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», куратор программ доступности и инклюзии Музея криптографии (г. Москва). В первой части семинара подробно были рассмотрены разные модели понимания инвалидности в широком смысле слова. Так, медицинская модель была рассмотрена не только с позиции «починить и исправить», но и с точки зрения административной и благотворительной функций. Особое внимание было уделено популярной в наше время модели «личной трагедии», где основной акцент делается на то, что, несмотря на инвалидность, люди занимают активную жизненную позицию, реализовали себя в личной и профессиональной жизни. Поговорили и о культурной модели, которой присуща групповая солидарность людей с инвалидностью и коллективное осознание себя как глухого, слепого… Участники семинара узнали, кто такие «нейроотличные люди» и что такое «сенсорная перегрузка», как правильно составить «социальную историю» и создать «сенсорную карту». Почему правильно говорить «переводчик жестового языка», а не «сурдопереводчик», сколько в мире существует жестовых языков и почему часто глухие люди не понимают печатных текстов. Как проявляются модели инвалидности в культурных проектах, было рассмотрено на практических примерах во второй части семинара. Культурные проекты могут быть самыми разными, где-то в большей степени проявляется медицинская модель, где-то культурная, где-то социальная… Все они имеют право на существование, если в них присутствует МОДЕЛЬ РАЗНООБРАЗИЯ, которая рассматривает инвалидность как одну из многих индивидуальных особенностях человека, как свидетельство разнообразия без построения иерархий норм и отклонений!